23 октября на территории крупнейшего завода в Рязанской области состоялось практическое обучающее мероприятие для водительского состава, посвященное эффективной и безопасной эксплуатации шарнирно-сочлененных самосвалов ESTAR ESDA45. Демонстрация была сфокусирована на трех ключевых аспектах: глубокое понимание устройства машины, отработка правильных навыков вождения и строгое соблюдение регламентов технического обслуживания.
1. Углубленное изучение конструкции и органов управления
В рамках первого модуля участники получили возможность детально ознакомиться с конструктивными особенностями самосвала.
- Кабина и эргономика: Была проведена экскурсия по кабине водителя с акцентом на эргономику и логику расположения органов управления. Специалисты подробно разобрали назначение всех клавиш на многофункциональном подрулевом переключателе, панели управления системой ходовой части и гидравлики, а также кнопок управления дополнительным оборудованием.
- Цифровая панель приборов: Особое внимание было уделено работе с жидкокристаллической панелью приборов. Водители научились считывать и интерпретировать всю критически важную информацию в реальном времени:
- Параметры работы силовой установки (обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, давление моторного масла).
- Данные трансмиссии (выбранная передача, режим работы АКПП, блокировка дифференциалов).
- Показатели систем торможения (давление в системе, состояние тормозных накладок).
- Статус гидравлической системы подъема/опускания кузова (давление, положение, ошибки).
- Система безопасности: Был детально разобран функционал интегрированных систем активной и пассивной безопасности, включая ABS (антиблокировочная система), TCS (система контроля тяги) и ROP (система защиты от опрокидывания).
2. Правильное и эффективное управление машиной
Ключевым элементом семинара стала практическая отработка навыков управления самосвалом ESTAR ESDA45 на специализированной площадке.
- Подготовка к работе: Каждый водитель под контролем инструктора выполнял предстартовый контроль, проверяя давление в шинах, состояние шарнирно-сочлененного узла и рамы на предмет видимых повреждений.
- Отработка технологических циклов: Инструкторами был разработан маршрут, имитирующий реальные рабочие условия карьера:
- Старт и движение: Отработаны алгоритмы плавного начала движения с использованием автоматической коробки передач, оптимального переключения передач под нагрузкой и эффективного использования режима "кик-даун".
- Маневрирование и работа шарнира: Водители практиковались в маневрах с использованием шарнирно-сочлененной рамы на ограниченном пространстве, понимая радиусы поворота и особенности поведения машины в разломанном состоянии.
- Торможение: Производились упражнения по использованию комбинированной тормозной системы: рабочего тормоза, вспомогательного (моторного) тормоза (интардера) и горного тормоза (ретардера) для безопасного движения под уклон.
- Работа с кузовом: Водители отработали цикл подъема и опускания кузова с грузом в имитации зоны разгрузки, уделяя внимание устойчивости машины и контролю за окружающей обстановкой.
- Точная парковка: Завершающим этапом стала отработка навыков точной парковки для постановки машины на стоянку или для обслуживания.
3. Полнота и важность ежесменного технического обслуживания (ЕТО)
Наибольший акцент в ходе демонстрации был сделан на критической важности проведения полноценного ЕТО силами самих водителей.
- Пошаговая демонстрация проверки жидкостей: Специалисты провели мастер-класс по проверке уровней и состояния всех технических жидкостей и масел с указанием конкретных допусков и спецификаций:
- Двигатель: Уровень и состояние моторного масла (с рекомендациями по периодичности замены в моточасах).
- Трансмиссия: Контроль уровня масла в АКПП и в мостах (включая межосевой дифференциал).
- Гидравлика: Проверка уровня жидкости в бачке гидравлической системы рулевого управления и подъема кузова.
- Охлаждение: Контроль уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и визуальный осмотр системы на предмет подтеканий.
- Визуальный осмотр ключевых узлов: Водителям были показаны методики осмотра на предмет износа или повреждений таких элементов, как:
- Шины (давление, рисунок протектора, порезы).
- Тормозные механизмы и магистрали.
- Ремни привода навесных агрегатов.
- Рама и цилиндры подъема кузова.
- Система выхлопа (патрубки, соединения).
Проведенное мероприятие позволило не только освежить теоретические знания водителей, но и сформировать у них устойчивые практические навыки, направленные на повышение производительности, продление ресурса дорогостоящей техники и, что самое главное, обеспечение безаварийной работы в сложных условиях карьера.